Традиции

Шермиции

Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Сегодня шермиции развиваются как этноспорт казаков.

Подробнее...

ЗАПОВЕДИ КАЗАКА

«Мы рождены не для прогулок по паркам

и не для сидения на мягких диванных подушках.

Нашей священной миссией всегда были сражения

за родную землю в бескрайних степях, в лесах и

болотах, под палящим солнцем и проливным дождём.

Нашим приютом чаще всего были горящие костры и

Наспех построенные шалаши... Таков наш удел,

таковым ему оставаться вовеки...»

М.И. Платов

Подробнее...

Как казаки атамана выбирали.

Настоящая демократия или казачья вольница? Все общественные, бытовые и политические дела у казаков обсуждались на Круге. На нем же избирали и атамана. Атаман Избранник управлял жизнью хутора, станицы или всего казачьего войска.

Подробнее...

Почему казак в церкви при шашке

В воскресный день нарядно и праздно в станичном храме. Что ни казачка – хоть в королевы зови, что ни казак – хоть в атаманы выбирай. Но вот возглашает священник: “Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем…”. Диакон называет нам евангелиста и вторит иерею: “…Святаго Евангелия чтение..”, – и священник обращается ко всем в храме: “Вонмем”.

Подробнее...

Папаха

Зачем на голове папаха

1 19 768x572

И для горца, и для казака папаха - это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой. Не просто шапка Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости.

Подробнее...

Ритуал проведения Круга

Что такое казачий Круг?

Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.

Подробнее...

Казак и конь

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.

Казак и оружие

Казак, берущий шашку по прихоти, не достоин носить оружие.
Шашка без нужды не снимается со стены и не вынимается из ножен.
В Церкви в момент слушания Евангелия шашка обнажается наполовину.
Не обладающий полноправием шашку носить не смеет.
Шашка — символ всей полноты прав у казака.
С потерей силы старик меняет шашку на посох.
При отсутствии наследника шашка ломается пополам и укладывается в гроб.

Подробнее...

Принятие в казачество, наделение правами, «взятие под шинель»

Принятие в казачество есть юридический круговой акт, наделяющий принимаемого полностью или частично правами и обязанностями казака. Однако при этом делалось различие между принятым в казачество и казаком по рождению.

       Так можно было «служить в казаках», «жить в казаках», но полноправными казаками, которых никто не мог упрекнуть в том, что «они де не у нас деланы», «приписные», «в казаки поверстанные», могли стать только внуки или правнуки принятого и то только в том случае, если они жили среди казаков, несли казачью службу и женились на казачках. Сами они считались «поверстанными в казаки» и всегда указывали в документах сословие и национальность, например: «Великоросс, из елецких мещан, поверстан в казаки и принят в казачество после 25-летней военной службы, ему же выделен пай в размере…»

Подробнее...

Казачьи символы

       ЗНАМЯ — символ полкового, войскового объединения. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков знамя было символом договора с иностранными государства о выполнении каких-либо обязательств. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, игравшие роль музея.

Подробнее...